Взгляд изнутри на OEM

(Photo: Avio, Italy)

Термин OEM (англ. original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования») широко используем, но не вполне понятен. В общем смысле понятие OEM относится к производителю, который поставляет компоненты или узлы другому производителю для использования в конечном продукте. В ГНСС отрасли заказчиками и покупателями OEM плат обычно являются интеграторы, для продуктов которых требуются точное позиционирование и навигация: производители систем управления механизмами, машинами и БПЛА. Иногда производители объединяют ГНСС OEM-приемники с другими датчиками, такими как инерциальные блоки и лидары. В большинстве случаев OEM-производители оказывают интегратору техническую поддержку.

Конечный пользователь не видит большей части OEM-бизнеса, ведь OEM-компоненты находятся "внутри коробки", как системы управления в автомобиле, а в свою очередь эта "коробка" находится под капотом или в другом скрытом месте. Практически никогда не делаются наклейки, как, например, была наклейка "Intel inside" на компьютерах, чтобы можно было отличить центральный процессор Intel от AMD. Кроме того, OEM-продажи обычно скрыты в лицензионных соглашениях положениями о конфиденциальности наряду с вопросами брендинга, оплаты, обеспечения качества и сроков поставки.

Интеграторы подбирают среди разнообразия ГНСС OEM-плат наиболее подходящие для себя варианты в зависимости от среды, в которой будет плата использоваться, эксплуатационных требований, потребления и, конечно же, стоимости. ГНСС платы варьируются от комплектов для разработки, которые позволяют пользователям интегрировать ГНСС в продукт, до сложных, дифференциальных, многочастотных и многосистемных плат.


JAVAD GNSS: К взлету готов

После ухода из жизни в мае 2020 г. основателя и президента компании Джавада Ашджаи, компания JAVAD GNSS перешла на новую позицию на рынке. На протяжении нескольких десятилетий компания избегала рынков массового производства, таких как автомобильная промышленность и сотовые телефоны, предпочитая вместо этого сосредоточиться на приложениях для высокоточной геодезической съемки. "Основателю нашей компании нравился геодезический рынок, он создал множество новых технологий и направил всю отрасль сквозь эволюционный процесс туда, где она находится сейчас", - говорит Том Хантер, директор по продажам компании JAVAD. "В каждом представленном сегодня на рынке геодезическом навигационном продукте есть частица JAVAD".

В основе каждой OEM-платы JAVAD лежит запатентованная интегральная микросхема (СБИС). По словам Хантера, компания продает интеграторам те же платы, что используются в собственных опорных станциях, в геодезических продуктах и морских системах. Ключевое направление деятельности компании - аэрокосмическая промышленность, отрасль, которая требует очень высокой точности и надежности в экстремальных условиях повышенной вибрации, ускорений и температур.

«Мы добились успеха в сотрудничестве со многими компаниями, производителями больших ракетоносителей, которые используются для вывода тяжелых грузов на орбиту», - сказал Хантер. «Нашими клиентами являются Orbital, Northrop Grumman и SpaceX». Он отметил, что эти сверхмощные ракетоносители должны следовать заранее заданной траектории полета. «Вы же не хотите, чтобы началась новая мировая война, если вдруг какая-то страна увидит, что в их сторону движется какой-то объект».

Javad GNSS
Javad GNSS

Отслеживание всех компонентов. Платы JAVAD GNSS «имеют полную прослеживаемость компонентов», - рассказывает Хантер. Компания не покупает компоненты у перепродавцов. «Мы должны покупать либо напрямую у производителя, либо у официального дистрибьютора производителя, и у нас есть возможность полного отслеживания деталей на нашем собственном заводе в Сан-Хосе, Калифорния». Компания сможет быстро отследить, когда и где компонент был изготовлен, eсли он когда-нибудь выйдет из строя. «Это важно, когда мы имеем дело с такими клиентами, как NАSА, военно-воздушными силами или Боингом (Boeing), потому что безопасность полета зависит от производительности и качества продукта».

По словам Хантера, вскоре компания представит приемник, который будет работать от четырех с половиной до пяти лет на орбите в группе небольших низкоорбитальных спутников.

Компания JAVAD GNSS должна гарантировать своим клиентам из аэрокосмической отрасли, которые вложили миллионы долларов в разработку систем, что каждая модель приобретенного устройства останется неизменной. Как следствие, компания закупила у некоторых производителей перечень необходимых компонентов на случай, если прекратится их производство, и сертифицировала каждый из них.

По словам Хантера, продукты JAVAD GNSS дороже, чем продукты других производителей, потому что лучше. «Мы используем в наших платах генераторы с микроконтроллерной компенсацией температурного ухода частоты, используем уникальные СБИС, которые сами разработали и произвели. Наши приемники имеют 864 канала, поэтому принимают практически все сигналы, которые транслируется в L-диапазоне». Компания постоянно модернизирует устройства, чтобы соответствовать обновлению структур сигналов.

«Помню, когда-то все спрашивали: «У вас 12-канальный GPS-приемник? Вы чокнуты? В смысле, кому нужно столько информации?» - вспоминает Хантер. «Сегодня используется каждый сигнал, который исходит от GPS, L1, L2, L5, L1C, и тоже с прочими созвездиями GNSS». Например, как только Япония начнет транслировать новый сигнал QZSS, мы готовы не только найти его, но и отслеживать, декодировать и использовать для определения местоположения и времени. По словам Хантера, защита от помех и подавление внутриполосных помех являются стандартными для продуктов JAVAD GNSS, в то время как продукты других производителей требуют внешних фильтров или других типов антенн.

Новые лидеры и рынки

После смерти Джавада Ашджаи, Том Хантер, который вместе с Д. Ашджаи основал компанию Ashtech в 1987 году, вернулся в JAVAD после пятилетнего пребывания на пенсии. «Он ушел, оставив компанию с огромным количеством технологий и патентов, а также людей, которые знают, как проектировать и создавать продукты не только сегодня, но и в будущем», - пояснил Хантер. «Им нужно было руководство». Итак, в январе 2021 г. Недда Ашджаи - дочь Джавада Ашджаи и его близкий соратник на протяжении последних 25 лет - и совет директоров попросили Хантера вернуться в компанию. «Они сказали, что просят помочь убедиться, что компания находится на пути, следуя которому можно, используя наши основные технологии, завоевать новые сегменты рынка и новые рынки».

Хантер добавил: «Были внесены некоторые изменения в то, как геодезичсекие продукты выводятся на рынок». Компания больше не продает продукцию напрямую конечным пользователям. Скорее, продукт проходит через новый процесс и канал вывода продуктов на рынок. Этим летом компания также привлекла к работе нового директора по технологиям, который будет руководить инженерными разработками. «Нами теперь управляет рынок. А для этого нужно было расширить наши возможности в области маркетинга, продаж и инжиниринга. Мы меняем каждый аспект компании», - сказал Хантер.

JAVAD GNSS теперь выходит на рынки, которые ранее не интересовали Джавада Ашджаи. Недавно компания выпустила новые продукты для рынков машинного управления, морской навигации и определения курса, а также для сельскохозяйственных и строительных рынков со встроенными датчиками, которые можно легко установить на различные машины. Хантер признает, что другие производители уже производят такие устройства на протяжении десятилетий. Но, добавляет он, «наши продукты смогут использовать несколько источников не только для спутниковых и наземных поправок, но и их комбинации».

Плата JAVAD OEM GNSS лежит в основе навигационной системы космического корабля Vega, созданного Европейским космическим агентством (EКA). ЕКА разработало корабль Vega для вывода малых спутников на низкую околоземную орбиту. Он обеспечивает большую гибкость миссии по хорошей цене и представляет собой европейское решение для обеспечения доступности космоса. Плата JAVAD GNSS встроена в gle/RGU/ G2T/HDA/MB1 - экономичный, высокопроизводительный, компактный и прочный GNSS-приемник, специально разработанный и экологически безопасный. Установленный на разгонном блоке ракетоносителя VEGA, он позволяет контролировать траекторию корабля в течение всего полета.

JAVAD OEM GNSS плата встроенная в gle/RGU/G2T/HDA/MB1 для космических полетов.
JAVAD OEM GNSS плата встроенная в gle/RGU/G2T/HDA/MB1 для космических полетов. (фото: GreenLake Engineering)

Первоначальный запрос ЕКА был на установку навигационного оборудования, созданного из коммерческих стандартных компонентов и позволявшего таким образом поддерживать невысокую стоимость, но такого, которое могло бы работать в условиях экстремальной вибрации и ударов, типичных для ракетоносителя.

После первого технико-экономического анализа GreenLake Engineering - дочерняя компания Instrumentation Devices - разработала устройство механически и электронно в соответствии с техническими спецификациями EКA. Основная проблема состояла в том, чтобы пройти обширный процесс аттестации и контроль качества. На протяжении многих лет Instrumentation Devices (базирующаяся в Комо, Италия) и JAVAD GNSS являлись партнерами. Instrumentation Devices заключила субподрядный контракт на проект Vega с компанией Avio (базируется в Коллеферро, недалеко от Рима), генеральным подрядчиком EКA. Avio - международная группа, которая разрабатывает и производит космические ракетоносители, а также жидкостные и твердотельные двигательные установки для космического транспорта. ЕКА контролировало проект и несет ответственность за действия, связанные с безопасностью полетов и квалификацией оборудования, установленного на борту. JAVAD GNSS поддерживал GreenLake Engineering с интеграцией и конфигурацией платы OEM для этого сложного приложения.

Статья полностью на сайте GPS World